Перевод трассы А-401 в четырехполосное исполнение открывает новые возможности для движения в Камчатском крае
1 ноября в центральном аппарате Федерального дорожного агентства состоялась рабочая встреча руководителя ведомства Романа Новикова с губернатором Камчатского края Владимиром Солодовым. Стороны обсудили перспективы развития федеральной, региональной и местной дорожной сети по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» на территории региона с особыми природными условиями и высоким туристическим потенциалом.
В совещании также приняли участие заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Кайрат Турсунбеков и начальник Управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Радик Фаразутдинов.
Открывая мероприятие, Роман Новиков почеркнул значимость модернизации автомобильной дороги А-401 общей протяженностью 38 км в границах региона. Федеральная трасса играет ключевую роль в транспортной системе Камчатского края, соединяя морской порт Петропавловск-Камчатский – административный центр субъекта РФ – с новым терминалом международного аэропорта Елизово.
«С учетом роста туристического потока и увеличения грузоперевозок развитие и поэтапное расширение трассы А-401 становятся необходимыми условиями для устойчивого развития Камчатки. Ведь это основная транспортная артерия, обеспечивающая бесперебойное сообщение и доступ жителей и гостей полуострова к важнейшим центрам деловой и туристической активности», – добавил руководитель Росавтодора.
Так, подробно участники встречи обсудили ход капитального ремонта участка с 0-го по 8-й км. В настоящее время здесь продолжаются работы по переустройству инженерных коммуникаций и укреплению дорожного покрытия. На некоторых отрезках уже начата укладка выравнивающего и нижнего слоев покрытия. После завершения работ 8-километровый участок будет расширен до четырех полос движения, а для повышения безопасности встречные потоки будут разделены барьерным ограждением.
Работа на этом не остановится: уже предусмотрена реализация аналогичного проекта на соседнем участке с 8-го по 13-й км. Участок также расширят с двух до четырех полос движения, установят современные дорожные знаки, освещение и систему водоотведения. Завершить весь комплекс работ на обоих объектах планируется до конца 2026 года.
Особое внимание на встрече было уделено вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Несмотря на активное движение транспорта на федеральной трассе региона за девять месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2024-го зафиксировано снижение количества дорожно-транспортных происшествий на 42,9 %, а число пострадавших в них сократилось на 35,6 %.
Владимир Солодов, в свою очередь, поделился информацией о ключевых дорожных проектах, реализуемых в крае. Один из них – первый этап строительства обхода Северо-Восточной части города Петропавловска-Камчатского. Строительство двухполосной автомобильной дороги общей протяженностью около восьми км ведется по поручению президента РФ Владимира Путина, она свяжет район СРВ с улицей Солнечной, объездом центра города и выездом на дорогу Петропавловск-Камчатский – Елизово, а также с другими районами города. Окончание масштабных работ запланировано на 2030 год.
«С развитием дорожной сети Камчатского края расширяются возможности для туризма. Мы активно создаем новые маршруты, в том числе просветительские, проходящие через заповедные территории региона. Команды заповедников совместно со специалистами дорожных служб выезжают на объекты для оценки состояния инфраструктуры и определения направлений ее улучшения. Одновременно ведется просветительская работа среди местных жителей: это не только способствует развитию внутреннего туризма, но и формирует у людей чувство ответственности за сохранение уникальной природы Камчатки. Важно, чтобы каждый осознавал ценность окружающей среды и вносил свой вклад в ее защиту», – подчеркнул он.
Что касается реализации нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в части региональной и местной дорожной сети, здесь стоит отметить, что в 2025 году в нормативное состояние приведут 12 объектов общей протяженностью свыше 56 км.
Одним из самых значимых объектов нацпроекта этого года на Камчатке является участок автомобильной дороги Начикинский совхоз – Усть-Большерецк – п. Октябрьский с 5-го по 10-й км. Эта трасса протяженностью 107 км имеет переходный (гравийный) тип покрытия, поэтому акцент в ходе дорожных работ сделан на работах по переводу ее в асфальтобетон. Так, в 2022 году были завершены работы по реконструкции участка км 0 – км 5, а в 2024-м принято решение продолжить аналогичные мероприятия, но уже в рамках ремонтных работ, которые уже также успели успешно выполнить.
Перевод автомобильной дороги из гравийного типа в асфальтобетонный имеет как социальный, так и экономический эффект: это единственная транспортная артерия, связывающая центральную часть полуострова с западным побережьем Камчатки. Побережье характеризуется высокопродуктивной популяцией и разнообразием лососевых рыб, высокими запасами гидроэнергетических ресурсов. В зоне тяготения дороги на территориях Усть-Большерецкого и Соболевского муниципальных районов складывается перспективный топливно-энергетический комплекс краевого значения.
Ещё один крупный завершенный проект на региональной сети – капитальный ремонт подъезда к селу Николаевка протяженностью 2,07 км. Дорожное покрытие здесь выполнили из щебеночно-мастичного асфальтобетона, также участок обустроили новой линией наружного электроосвещения, тротуарами, новыми дорожными знаками.
В 2025 году успели капитально отремонтировать и 7 км трассы Елизово – Паратунка. Это маршрут к туристическим местам, популярным у жителей и гостей Камчатского полуострова.








